Круглый стол прошел 19 апреля 2019 года. В мероприятии приняли участие руководители организаций, занимающихся строительством и капитальным ремонтом, управляющих компаний ЖКК, эксперты
С докладами, комментариями и сообщениями выступили руководитель Совета СРО «АСОНО», заместитель председателя комиссии по экологии и охране окружающей среды Общественной палаты Новосибирской области Максим Федорченко, депутат Совета депутатов города Новосибирска, региональный координатор проекта «Школа грамотного потребителя» партии «Единая Россия» Игорь Салов, эксперт департамента ЖКХ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Александр Фадеев (Москва), заместитель председателя Общественной палаты Новосибирской области Владимир Ермола, консультант Управления жилищной политики и развития ЖКХ Министерства ЖКХ и энергетики Новосибирской области Иван Крюкля, первый заместитель исполнительного директора Фонда модернизации ЖКХ Дмитрий Кулешов, эксперт Фонда модернизации ЖКХ, энергоаудитор, член Общественного Совета ГЖИ Новосибирской области Сергей Кейгель.
Во вступительном слове модератор круглого стола Максим Федорченко подчеркнул, что энергосберегающие материалы и технологии внедрялись бы в практику строительства, ремонта и эксплуатации многоквартирных жилых домов намного быстрее и эффективнее, если бы каждый участник этой деятельности четко осознавал и видел те плюсы, те выгоды, которые ему несет это внедрение. То же самое касается и государственных программ субсидирования такого внедрения: во-первых, не хватает исходной информации для собственников жилья, управляющих и ремонтно-строительных компаний, а та, которая есть, зачастую нуждается в дополнительных разъяснениях. «Скажем, я не понимаю, как субсидия на энергоэффективный ремонт может быть одинакова для всех многоквартирных домов, - выразил недоумение Максим Федорченко. – Ясно ведь, что, к примеру, затраты на 12-квартирный и 300-квартиный дом будут весьма различны».
Игорь Салов, напомнив, что «Единая Россия» сегодня является главной политической силой страны, сообщил о старте большого партийного просветительского проекта «Школа грамотного потребителя», у которого, вне сомнений – большое будущее, поскольку он затрагивает самые актуальные и насущные темы. «Мы решили начать с ЖКХ, с энергосбережения, поскольку сфера ЖКХ и экономии энергетических ресурсов в целом связана с целым комплексом важнейших для каждого человека вопросов: с обеспечением безопасности, комфорта жизнедеятельности, материального благосостояния», - пояснил Игорь Салов, добавив, что соответствующая информационно-разъяснительная работа, которая уже началась серией семинаров для собственников жилья, продолжена этим круглым столом, где в круг обсуждения вовлечены потенциальные подрядчики, объединенные в крупнейшую в Сибирском федеральном округе саморегулируемую организацию – СРО «АСОНО», региональный оператор капремонта, поставщики современных материалов и изделий, эксперты.
Александр Фадеев в своем выступлении напомнил о постановлении Правительства РФ от 25 января 2011 года № 18, которое после внесения изменений и дополнений в 2017 году дало толчок развитию государственной поддержки повышения энергоэффективности действующих многоквартирных жилых домов.
По информации Александра Фадеева, на субсидии из государственного бюджета РФ в целях повышения энергетической эффективности могут претендовать подлежащие капитальному ремонту многоквартирные дома, отвечающие ряду требований. Их собственники должны аккумулировать средства на капитальный ремонт на специальном счете (не «в общем котле»), их «возраст» не может превышать 60 лет, они должны быть оборудованы приборами учета и способны дать наиболее высокий «прирост энергоэффективности» в результате проведения комплекса модернизирующих мероприятий.
Предполагаемый потенциал энергоэффективности рассчитывается по специальной методике, окончательная сумма субсидии (в пределах 5 миллионов рублей на один объект) определяется на основании этого расчета. Заявки на вхождение конкретных объектов в федеральную программу субсидирования подаются на уровне муниципального образования, муниципалитет передает заявки в регион, регион – на федеральный уровень.
В заявке должен содержаться полный перечень мероприятий, которые предполагается реализовать для повышения энергетической эффективности дома. В него входит утепление фасада, утепление подвала, утепление перекрытий, замена окон на энергоэффективные, установка устройств автоматизированного регулирования подачи тепла и т. д. «Как показывает практика, мероприятия по повышению энергетической эффективности нужно проводить именно в тщательно рассчитанном комплексе. Во-первых, тогда и результат экономии получится наиболее высокий, во-вторых, уйдет риск возникновения разбалансировки в инженерных системах», - подчеркнул Александр Фадеев.
Владимир Ермола в своем выступлении выразил тревогу чересчур малым проникновением программы энергоэффективного капитального ремонта в общий объем капремонта многоквартирных домов. По его сведениям, из примерно 500 МКД, капитально отремонтированных в регионе за минувший год, лишь на 10 были реализованы комплексные энергосберегающие мероприятия.
Владимир Ермола напомнил о действующих предельных расценках на виды работ по энергосбережению. Он уверен: данные ценовые ограничения препятствуют активному применению на объектах новых современных материалов и технологий (которые способны дать наибольший энергосберегающий эффект). «Между тем, сегодня на тех отдельных домах, где были применены новые материалы, технологии и оборудование, отмечается более чем 20-процентное сокращение потребления энергоресурсов в сравнении с «традиционными» объектами-аналогами, отремонтированными либо построенными менее прогрессивно, - сказал эксперт. – Сегодня нам важно понять, какие изменения мы должны внести в действующую нормативно-законодательную базу, чтобы вовлечь в процесс комплексного повышения энергетической эффективности основной массив подлежащих капремонту МКД, собственники квартир в которых собирают деньги в общий котел Фонда модернизации ЖКХ (регионального оператора капитального ремонта). Нам нужно сформировать соответствующую инициативу и выйти с ней на депутатов регионального Законодательного собрания, чтобы открыть путь для широкого применения на объектах капремонта новых энергосберегающих материалов и технологий».
Кроме того, по мнению Владимира Ермолы, в этих же целях необходимо активизировать разъяснительную работу, причем не только среди собственников жилых помещений, но и среди подрядных организаций.
Комментируя предложение заместителя председателя Общественной палаты НСО, Александр Фадеев отметил, что в настоящее время, помимо возможного расширения программ капитального ремонта, формируемых из обязательных взносов собственников в общий котел, рассматривается вариант привлечения в данную сферу внебюджетных источников за счет упрощения и повышения доступности механизма энергосервисных контрактов. Рассмотрение и возможное одобрение соответствующего законопроекта, по прогнозу Александра Фадеева, может случиться уже в 2020 году.
Александр Фадеев высказал уверенность: совместное использование «стандартных» программ капремонта в сочетании с энергосервисными контрактами даст синергетический эффект, который позволит сделать качественный скачок вперед в деле внедрения современных материалов и технологий в практику капитального ремонта.
Иван Крюкля рассказал об опыте пилотного проекта энергоэффективного капремонта в Новосибирской области 2017 года. «Правительством НСО в Фонд модернизации ЖКХ было направлено две заявки на получение государственной поддержки; в заявки было включено суммарно 12 многоквартирных домов, из них после рассмотрения заявок получили поддержку 9 объектов, на общую сумму 7 млн. 894 тыс. рублей. Стоимость (общая) работ при этом составила порядка 15 миллионов рублей, то есть государственное возмещение составило почти 50 процентов. Окупаемость энергосберегающих мероприятий за счет использования стимулирующей господдержки составила всего 2 года».
По словам Ивана Крюкли, реализация проекта будет продолжена в текущем году. «Сейчас условия предоставления господдержки стали мягче, при этом предельная доля государственного возмещения в стоимости работ выросла до 80 процентов, - рассказал представитель Министерства ЖКХ и энергетики НСО. – Размер господдержки определяется исходя из расчетной экономии затрат за год. Чем выше этот показатель, тем больше будет государственная поддержка. Минимальное значение указанного расчетного показателя экономии, при котором собственники могут рассчитывать на поддержку, составляет 10 процентов. При расчете за основу берется потребление тепловой энергии и электроснабжение (в части ОДН)».
В рублях, со слов Ивана Крюкли, эти расчеты выглядят так: если, к примеру, годовая экономия составит 100 тыс. рублей, то сумма господдержки составит 400 тыс. рублей, или выше (в случае большей экономии), но не более 5 миллионов рублей – такое ограничение накладывает уже упоминавшееся ранее 18-е постановление Правительства РФ.
Длительную дискуссию спровоцировал вопрос от директора компании «СМС»: может ли частная строительная компания выступить инициатором включения того или иного многоквартирного дома в программу энергоэффективного капремонта и после этого сама принять участие в инвестировании проекта на паритетных началах с государством (к примеру, в долях 50 на 50)? И как решается вопрос с выбором подрядчиков для выполнения работ по повышению энергоэффективности здания?
«В сравнении с группами собственников жилых помещений предприниматели все-таки более инициативная и активная часть общества, у них эти проекты могут заработать быстрее, а то пока как-то невесело реализуется проект; всего лишь 10 энергоэффективных капремонтов из 500 – совсем мизерная доля. А хороших подрядчиков на соответствующие высококвалифицированные работы найти не всегда просто – возможно, этим должен заняться один генподрядчик», - прояснил природу своих предложений бизнесмен.
Как сообщил в ответ Иван Крюкля, по складывающейся сегодня практике инициатором заявки на включение в программу энергоэффективного капремонта являются не сами собственники квартир, а управляющая компания. И она же (УК) в данном случае берет на себя ответственность за поиск подрядчиков для выполнения работ, определяя, кто будет монтировать автоматику, кто утеплять фасады и т. д. Еще вариант – когда инициативу берет на себя ТСЖ.
Он подчеркнул, что в случае с энергоэффективными проектами в финансировании не участвуют «котловые» средства Фонда модернизации ЖКХ – только деньги со спецсчетов, либо иные собственные средства жителей плюс целевая господдержка. «По решению общего собрания собственники могут направить выделенные им средства господдержки на оплату работ конкретного подрядчика. Также вы можете зайти в проект на условиях энергосервисного контракта (когда инвестор вкладывает средства в энергосберегающий проект в обмен на долю из сэкономленных в будущем средств. – Ред.)», - предложил вариант взаимодействия строителей и собственников квартир ремонтируемого дома Иван Крюкля.
Но эти возможные «полумеры» не устроили ни представителя строительного бизнес-сообщества, ни Игоря Салова, который предложил дать строительному бизнесу право инициативы в данном вопросе, внеся, если это потребуется, необходимые изменения в нормативные документы. Игорь Салов убежден: это дело у квалифицированных строителей могло бы увенчаться куда большим успехом.
Владимир Ермола предложил шире использовать механизм энергосервисных контрактов, в которых мог бы участвовать строительный бизнес, при этом, по мнению эксперта, заходящим в энергосберегающие проекты строителям должны быть положены некие дивиденды – по аналогии с бесплатными земельными участками для компаний, берущихся за свои средства достраивать долгострои с обманутыми дольщиками.
Максим Федорченко отметил, что в деле включения бизнеса в энергоэффективный капремонт больше участия должно принимать Министерство ЖКХ и энергетики – возможно, потребуется составление некой универсальной формы контракта для регулирования данной работы («дело нельзя пускать на самотек»).
Дмитрий Кулешов от лица регионального оператора капремонта уточнил, что и на «общекотловом» ремонте регоператор старается шире применять современные материалы и технологии – это касается, к примеру, утепляющих материалов, установки регулирующего потребление ресурсов оборудования.
Вместе с тем, впереди еще много работы. По информации Дмитрия Кулешова, до 20-30 процентов многоквартирных домов у нас до сих пор даже не оборудованы приборами учета ресурсов, а без таких приборов они заведомо «отрезаны» от возможного участия в программе субсидирования энергоэффективного капремонта.
Дмитрий Кулешов предложил усилить разъяснительную работу с жителями в данном направлении, и возможно, разработать некий административный регламент взаимодействия с ними.
Владимир Ермола высказал мнение, что в деле расширения практики энергоэффективных капремонтов должны активнее участвовать управляющие компании: у них есть для этого ресурсы, в том числе для разъяснительной работы.
Сергей Кейгель обратил внимание на определенные технические сложности для собственников при включении их домов в программу субсидируемого энергоэффективного капитального ремонта. Но решение есть: уже сегодня более 70 экспертов (их список имеется на сайте Фонда модернизации ЖКХ) готовы оказывать людям соответствующую консультационную и методическую поддержку.
Он также обратился к предпринимателям: «Мы делаем все необходимые предварительные расчеты по энергоэффективному капитальному ремонту, без которых вам просто не с чем приходить на разговор с собственниками жилья».
Александр Фадеев по скайп-связи поддержал озвученные новосибирцами инициативы по вовлечению предпринимателей в реализацию проектов энергоэффективного капитального ремонта, пообещав им поддержку в Москве.
Круглый стол завершился выступлениями представителей компаний, производящих и поставляющих инновационные теплоизоляционные материалы для целей промышленного и гражданского строительства: «Завод ЛИТ», «КНАУФ ГИПС», «ФОТОТЕХ»
По итогу круглого стола подготовлена резолюция.