17 марта 2021 года в Новосибирске Ассоциацией строительных организаций Новосибирской области при поддержке Минстроя РФ и Национального объединения строителей был проведен круглый стол «Проблемные вопросы реализации законодательства о комплексном развитии территорий (КРТ) в Сибирском федеральном округе».
Модератором круглого стола выступил координатор НОСТРОЙ в Сибирском федеральном округе Максим Федорченко.
В круглом столе приняли участие представители строительных саморегулируемых организаций СФО, руководство Минстроя Новосибирской области и Департамента строительства и архитектуры мэрии Новосибирска, компаний-застройщиков и проектных фирм, представители общественных организаций федерального и регионального уровней, в том числе Общественного совета при Минстрое России.
По видеосвязи к круглому столу подключились все министерства строительства регионов СФО. Личное участие в круглом столе приняла заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по ЖКХ, строительству и дорожному хозяйству Галина Дзюба. По ВКС к обсуждению региональных проблем КРТ также присоединился заместитель министра строительства Российской Федерации Никита Стасишин.
Никита Стасишин
Никита Стасишин, обращаясь к участникам круглого стола, напомнил, в Сибирском федеральном округе в настоящее время под критерии территорий комплексного развития подпадают 108 земельных участков общей площадью 2 709 гектаров, - сообщил замминистра. – Их суммарный градостроительный потенциал составляет 10 миллионов квадратных метров жилья. При этом, Никита Стасишин отметил: большая часть упомянутых участков скорее удовлетворяет критериям участков комплексного и устойчивого развития территорий (это действовавшая до введения федерального закона от 30 декабря 2020 года № 494-ФЗ схема КУРТ), нежели новой схеме КРТ, подчеркнул замминистра.
Галина Дзюба, Максим Федорченко, Юрий Сколубович
Для решения данной проблемы правительство намерено оказывать застройщикам-инвесторам, взявшимся за проекты КРТ, комплексную поддержку, в том числе, в рамках программы «Стимул», предусматривающей обеспечение площадок комплексного строительства инженерной инфраструктурой как за государственный счет, так и за счет внебюджетных источников.
«Кроме того, мы будем настаивать на распространении программы льготной ипотеки с необходимой дифференциацией на те регионы, которые входят в крупнейшие агломерации России, где сосредоточено свыше 70% градостроительного потенциала страны, - заверил замминистр.
Иван Шмидт поддержал идею о создании «методички», которая обеспечит правоприменительный ликбез на региональном уровне и поможет эффективно доработать и освоить механизм КРТ.
Иван Шмидт
Заместитель начальника ДСиА – начальник управления строительства и инженерного обеспечения мэрии Новосибирска Роман Теленчинов – отметил, что новый закон о всероссийской реновации никак не регулирует расселение частного сектора. При этом, не видно инструментов муниципального уровня, которые стали бы реальным стимулом для расселения жителей указанных домов. Люди живут в центре города как на даче, без централизованной канализации и теплоснабжения, с плохими внутриквартальными дорогами, по которым даже пожарная машина проехать не может – но они привыкли, их все устраивает: «зато метро рядом».
Очевидно: не решив проблему расселения частного сектора, невозможно обеспечить развитие города, его продуманную системную новую застройку, становление его нового, современного архитектурного облика. «Необходимо включить частный сектор в поле действия законодательства о комплексном развитии территории. Это актуально не только для Новосибирска, но и для очень многих других российских городов», - подчеркнул Роман Теленчинов.
Эту необходимость поддержал координатор Национального объединения строителей в СФО Максим Федорченко: огромное количество расположенных в центральных районах домов частного сектора, работу с которыми новый закон никак не регламентирует, очевидно не позволяет воплотить комплексные проекты территориального развития.
Галина Дзюба, Макстим Федорченко, Роман Теленчинов, Юрий Сколубович
Генеральный директор ГК «Стрижи» Игорь Белокобыльский сообщил, что реальное число аварийных многоквартирных домов в разы больше, чем указывает официальная статистика. При этом, механизм развития застроенных территорий не успел показать себя как следует: например, в Новосибирской области из 1,94 млн м2 жилья, введенного за 2020 года, в рамках проектов РЗТ построено лишь 67,5 тыс. м2 (3,5% от общего объема). По факту: бюджетных средств для обеспечения расселения в должном объеме хронически не хватает, отчего муниципалитеты в принципе не знают, что им делать со старым изношенным жильем, а инвесторы не хотят заходить в проекты, подразумевающие снос старого жилья, поскольку они для них не привлекательны финансово.
По мнению Игоря Белокобыльского, сегодня необходимо повсеместное внедрение института сплошной периодической инвентаризации всего жилья старше 50 лет – с целью получения актуальной и объективной информации о его техническом состоянии. Поэтому Игорь Белокобыльский попросил подержать инициативу о введении обязательной периодической инвентаризации МКД старше 50 лет.
Игорь Белокобыльский, Галина Дзюба
Второй важный тезис выступления Игоря Белокобыльского схож с мнениями Максима Федорченко и Романа Теленчинова: «в поле действия» закона обязательно нужно ввести частный сектор, индивидуальные дома.
В данном случае проблема не только в уже упомянутой большой площади, которую данные дома с участками занимают в инвестиционно-привлекательных районах городов, но и в том, что частный сектор порой «точечно» разбивает перспективные комплексные площадки, вклинивается в них, не позволяя реализовать целостные градостроительные решения. «Город не может в этих условиях сформировать площадки, финансово понятные для инвесторов», - пояснил эксперт.
Необходимо законодательное регламентирование процедуры выкупа по справедливой цене частных домов; и в этом плане, к счастью, есть определенный свет в конце тоннеля. По информации Игоря Белокобыльского, входящая в число авторов закона о КРТ Надежда Косарева недавно признала возможным решение вопроса с введением в правовое поле упомянутой процедуры – при условии, что эта процедура «будет привязана к нормам мажоритарного голосования».
Игорь Белокобыльский предложил участникам круглого стола поддержать внесение соответствующих дополнений в федеральное законодательство, а также инициативу обращения в Минстрой РФ с просьбой подготовить для местных властей пособие, призванное помочь в разработке необходимого для внедрения механизма КРТ пакета нормативно-правовых актов регионального уровня.
Референт Департамента нормативного и методического обеспечения НОСТРОЙ Александр Сидоркин среди прочего отметил, что новая схема процедуры получения разрешения на строительство становится недопустимо длинной, затягиваясь до полутора лет.
Галина Дзюба подчеркнула, что в рамках проектов КРТ необходимо больше внимания уделять созданию по-настоящему комфортной и благоустроенной среды, обязательно доступной для маломобильных групп населения.
Максим Федорченко, подводя итоги, позитивно оценил ход заседания: участникам, по его оценке, удалось всесторонне осветить заявленную тему и четко обозначить проблемы, требующие безотлагательного решения.
--
Статья написана Александром Русиновым - главным редактором газеты "Строительные ведомости"