Использование механизма КРТ для наукоградов, малых и сельских агломераций обсудили в Академгородке

Использование механизма КРТ для наукоградов, малых и сельских агломераций обсудили в Академгородке

21.09.2023

В Новосибирском Академгородке состоялась совместная научно-практическая конференция НОСТРОЙ И НОПРИЗ по комплексному развитию территорий.

7 сентября 2023 года в Технопарке новосибирского Академгородка состоялась  научно-практическая конференция «Использование механизма комплексного развития территорий (КРТ) для развития наукоградов, малых  и сельских агломераций».

Мероприятие прошло при поддержке Правительства Новосибирской области, Национального объединения строителей (НОСТРОЙ), Национального объединения изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ). На конференции, собравшую руководителей и представителей ведущих строительных и проектных компаний региона, профильных саморегулируемых организаций, высших учебных заведений и научных институтов, выступили с докладами и сообщениями руководители профильных структур исполнительной власти, органов контроля и надзора,  банковского сообщества.

Очное участие в конференции приняли президент НОСТРОЙ Антон Глушков и президент НОПРИЗ Анвар Шамузафаров; по ВКС к событию подключился заместитель министра строительства РФ Сергей Музыченко.

В ходе конференции проектно-строительному сообществу был представлен новый координатор НОПРИЗ в Сибирском федеральном округе: им стал действующий координатор НОСТРОЙ в СФО, вице-президент Российского Союза строителей Максим Федорченко.

Модераторами конференции выступили вице-президент НОСТРОЙ Антон Мороз и вице-президент НОПРИЗ Азарий Лапидус.

Участники конференции рассмотрели опыт реализации решений о КРТ в столице и регионах России, обсудили проблемы формирования единых подходов при применении механизма КРТ, преодоления пробелов в регламентирующей этот механизм нормативно-правовой базе. Также в круг дискуссии вошли общие вопросы поддержки и стимулирования инвестиционно-строительной деятельности, перспективы развития отрасли и тема научно-технического сопровождения уникальных и сложных, особо ответственных объектов капитального строительства.

Антон Мороз зачитал официальное приветствие министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Ирека Файзуллина. По оценке министра, механизм КРТ является важным инструментом координации деятельности управленческих структур при реализации государственной градостроительной политики, решения задач по модернизации всех видов региональной инфраструктуры и развития жилищного строительства. Этот инструмент способствует достижению целей принятой Стратегии развития строительной отрасли до 2030 года. Его правильное использование способно дать импульс развития малым и средним городам, сохранить на их территориях молодежь, избежав ее миграции в крупные и крупнейшие города России. «На данный момент в процессе реализации находятся проекты уже 372 территорий (КРТ)», - отмечается в приветствии министра.

С некоторыми аспектами реализации программы комплексного развития территорий в масштабах РФ собравшихся ознакомила директор Департамента комплексного развития территорий Минстроя РФ Мария Синичич. Она подчеркнула, что сегодня важно не «растягивать города» вширь, а активнее развивать застроенные территории; на поддержке этого направления необходимо сконцентрировать  усилия.

По ее словам, в стране набран довольно высокий темп в формировании площадок для комплексного развития: на сегодня уже 25 тыс. га заявлено регионами под КРТ. 428 решений о КРТ подготовлено и принято; из них примерно 30 процентов – это КРТ по инициативе правообладателей. В активной стадии реализации (с уже выданными разрешениями на строительство и т. д.) находится 8740 га площадок КРТ с потенциалом жилищного строительства 60 млн квадратных метров. В целом, именно площадки КРТ в перспективе призваны обеспечить ввод значительной доли жилья, предусмотренного целевыми показателями нацпроектов.

Мария Синичич рассказала о вовлечении в оборот  новых земельных участков, о сотрудничестве с в этом направлении институтами развития (ДОМ.РФ и др.), о работе над совершенствованием региональной и федеральной нормативной базы КРТ, которая, среди прочего, должна позволять максимально учитывать мнение граждан в ходе реализации проектов КРТ.

О внедрении механизма КРТ в Новосибирской области рассказал первый заместитель регионального министра строительства Дмитрий Тимонов.

По его сведениям, на сегодня в Новосибирской области на разных стадиях проработки находится 26 проектов КРТ общей площадью 564,8 га; их реализация позволит расселить 130 тыс. кв. метров аварийного жилья и построить 5,6 млн кв. метров нового жилья. «В перспективе половина вводимого в области жилья будет возводиться на площадках КРТ», - отметил Дмитрий Тимонов. На сегодняшний день на территории НСО принято в общей сложности 13 решений о КРТ. Из них 9 решений – КРТ жилой застройки (все в Новосибирске), и 4 решения – КРТ незастроенной территории (3 – в Новосибирске, 1 в Искитиме). Непосредственно Правительством НСО принято 3 решения о КРТ общей площадью 422,75 га с градостроительным потенциалом 2 млн 375 тыс. квадратных метров жилья.

Дмитрий Тимонов подробнее остановился на деталях ряда крупных региональных проектов КРТ (в том числе микрорайон Клюквенный площадью свыше 205 га и СмартСити-Новосибирск площадью 803 га). Он рассказал, как обстоит дело с привлечением финансирования на создание инженерной и социальной инфраструктуры на этих площадках (в частности, затраты на инженерные сети для СмартСити-Новосибирск составляют свыше 10 млрд рублей, из которых 2,45 млрд рублей – средства инфраструктурного бюджетного кредита), а также остановился на проблемах, выявленных  в ходе накопления практического опыта КРТ. Среди них – изначальная нерентабельность проектов КРТ на сельских  территориях из-за низкой инфраструктурной обеспеченности и слабой платежеспособности местного населения (там проекты КРТ можно реализовать только при наличии государственной и муниципальной поддержки), проблема изменения вида разрешенного использования земельного участка, предоставленного в аренду публичным образованием, проблема возможности участия в договоре о КРТ более одного органа публичной власти. Остается в силе противоречие, заключающееся в том, что полномочия по заключению договоров КРТ остаются в руках органов местного самоуправления, у которых (особенно в сельских поселениях) отсутствует практика реализации договоров КРТ, а главное - нет полномочий и бюджетных средств на строительство инфраструктурных объектов, без которых реализация проекта КРТ невозможна.

О практике создания и работы единого оператора комплексного развития территорий сделал сообщение заместитель директора АО «Агентство развития жилищного строительства Новосибирской области» («АРЖС НСО») Александр Савоськин.

По его словам, основная деятельность АРЖС направлена на содействие КРТ, в том числе в части комплексной подготовки площадок к строительству – решения вопросов юридического оформления земельных участков, обеспечения их всей необходимой инженерной, социальной, транспортной инфраструктурой. В качестве примера он привел работу АРЖС над такими площадками, как микрорайон Клюквенный, СмартСити-Новосибирск, проект КРТ незастроенной территории в устье Ини («Остров Куба») и другие.

Заместитель министра жилищной политики Московской области Ольга Иванникова поделилась  опытом КРТ в одном из крупнейших регионов страны.  

По ее информации, на сегодняшний день в Московской области на разных стадиях реализации находится 83 проекта КРТ 2,5 тыс га с общим объемом расселения ветхого и аварийного фонда 1,3 млн квадратных метров (из него должно быть переселено в новое жилье 57 тыс. человек), с градостроительным потенциалом 16,6 млн квадратных метров нового жилья.

Перейдя к теме КРТ малых городов, Ольга Иванникова сообщила, что в Московской области имеется 27 таких городов. В их число входит 4 наукограда (Дубна, Фрязино, Серпухов, Черноголовка) с общим населением 212 тыс. человек и суммарной площадью ветхого и аварийного жилфонда 1 млн 192 тыс. кв. м. Из общего количества сформированных проектов КРТ на долю малых городов Московской области приходится только 17 процентов, что обусловлено, по ее мнению, теми причинами, о которых уже говорил ранее Дмитрий Тимонов: низкой доходностью проектов либо вовсе их «отрицательной экономикой», которые, в свою очередь, являются неизбежным следствием низкой платежеспособности местного населения.

Преломить эту неблагоприятную ситуацию можно только с помощью государственной поддержки, которую следует оказывать по разным направлениям. Одним из направлений может быть финансирование за бюджетный счет создания объектов социальной инфраструктуры, другим – финансирование благоустройства, третьим – непосредственное субсидирование граждан при покупке жилья, четвертым – поддержка при расселении и сносе, и т. д.

Именно у государства с его более широкими (в отличие от предпринимателей) горизонтами планирования есть возможность «выйти за пределы» отдельных территорий КРТ и расставить акценты развития на каждой площадке так, чтобы в комплексе они сформировали единую, гармоничную, привлекательную для жизни людей и для инвестиций бизнесменов среду в общем масштабе малого города. Ольга Иванникова показала, как работает такой подход на примерах наукоградов Московской области – Фрязино, Дубны и других, как за счет передового благоустройства, качественного обеспечения социальной и транспортной инфраструктурой  повышается рыночная стоимость жилья, способствуя привлечению в проекты частных инвесторов.

Ольга Иванникова отметила, что среди малых городов наукограды в части КРТ выходят вперед по причине их изначальной обеспеченности рабочими местами.

Эту мысль поддержал и развил вице-губернатор Новосибирской области Роман Теленчинов. Он уверен: одним из существенных, принципиальных акцентов при комплексном развитии территорий, помимо благоустройства и обеспечения «социалкой», должно стать создание рабочих мест. Только такой подход избавит и сибирские, и в целом российские  агломерации от массовых «суточных» маятниковых миграций населения, перегружающих транспортные артерии и отнимающих у людей огромное количество времени и сил.

Президент НОПРИЗ, вице-президент Российского Союза строителей Анвар Шамузафаров в своем выступлении осветил эволюцию экономических факторов развития поселений, начиная с плановой экономики времен СССР, подразумевающей 100-процентное государственное финансирование всех видов строительной деятельности, и заканчивая переходом на рыночное самофинансирование и самоокупаемость.

По оценке Анвара Шамузафарова, тотальное госфинансирование показало свою бесперспективность, а усиление рыночных рычагов управления и регулирования, рост ответственности профсообществ через становление системы саморегулирования – это реальный путь развития, потенциал которого еще далек от исчерпания.

Президент НОПРИЗ показал бесспорные факты: именно при  сложившейся ныне новой системе (рыночного) регулирования строительной деятельности в 2022 году в России достигнут общий рекордный ввод жилья (102,7 млн квадратных метров). При этом и покупка жилья, и  оплата услуг ЖКХ практически полностью финансируется населением, а не государством (на 97,7% и 93% соответственно), а доля частных инвестиций в строительстве в целом достигает 82%.

Анвар Шамузафаров как положительный тренд отметил рост объемов ИЖС: с 2018 г. годовой ввод индивидуального жилья в стране вырос на 24,8 млн квадратных метров, достигнув в 2022 году 57,2 млн кв. метров (более половины от общего ввода). При этом президент НОПРИЗ указал на необходимость преодоления концентрации субъектов экономической деятельности и населения в столичных агломерациях и обеспечения полноценного социально-экономического развития малых, средних городов, сельских поселений – для обширной и малолюдной России это является

вопросом национальной безопасности. По его мнению, важным и положительным опытом развития малых городов в современных условиях могут поделиться некоторые российские наукограды – и среди них новосибирский Академгородок, где проходила конференция.

Анвар Шамузафаров также рассказал о пробелах в нормативно-законодательной базе, о несовершенстве действующих схем надзора и контроля, порой не позволяющих выявить виновных даже при обнаружении кричащих нарушений, приводящих к утрате несущей способности каркаса капитального здания. По его словам, НОПРИЗ трудится над преодолением этих проблем, разрабатывая и продвигая изменения в законодательные акты, национальные стандарты и т.п., а также готовя новые, ранее не существовавшие документы (в том числе международного уровня).

Координатор НОСТРОЙ и НОПРИЗ в Сибирском федеральном округе, вице-президент Российского Союза строителей Максим Федорченко в кратком докладе озвучил два важных предложения. Первое связано с большим объемом обязательств по строительству на площадках КРТ, которые в своих меморандумах задекларировали регионы по предписанию федерального Минстроя.

Координатора национальных объединений тревожит структура этого «портфеля»; он опасается, что, стремясь отчитаться перед Минстроем об исполнении зафиксированных планов, региональные руководители будут реализовывать преимущественно КРТ незастроенных территорий и КРТ нежилой застройки (старых промзон и пр.). Не отрицая важности этой работы, вместе с тем, Максим Федорченко предложил сосредоточить усилия на стимулировании проектов КРТ застроенных территорий жилой застройки. Именно это направление позволяет в полной мере реализовать реновационный потенциал механизма КРТ, добившись качественного обновления существующей городской среды, замещения ветхого и аварийного жилья новыми домами с комфортным благоустройством, обеспеченными всей необходимой инфраструктурой. Да, такие проекты нуждаются в поддержке государства, ибо ставка исключительно на использование частных инвестиций часто не позволяет обеспечить даже минимально необходимую их прибыльность, - и это значит, что соответствующую поддержку проектам нужно дать.

Максим Федорченко подчеркнул: эта поддержка должна быть системной и методически выстроенной на федеральном уровне, чтобы предприниматели четко понимали, какими государственными программами они могут воспользоваться, заходя в комплексные проекты развития застроенных территорий жилой застройки, а чиновники «на местах» помогали им получить поддержку, не опасаясь нежданного наказания «за нецелевое использование средств». 

Второе предложение – учитывать при подготовке и реализации решений по КРТ многообразие существующей жилой застройки во всей его полноте. Максим Федорченко напомнил, что и по сей день действующая схема нормативного регулирования КРТ не позволяет собственникам домов ИЖС принимать решения о вхождении в проект КРТ на основании резолюции общего собрания –по аналогии с собственниками квартир в многоквартирном доме. Этот дисбаланс необходимо убрать.

Директор корпоративного бизнеса Сибирского регионального центра АО Банк «ДОМ.РФ» Евгений Штихлинг поделился опытом финансирования проектов КРТ, осуществляемого АО  Банк «ДОМ.РФ».

Он отметил привлекательные черты механизма КРТ для всех его участников, указав, вместе с тем, на высокие риски при вхождении банков в проекты комплексного развития застроенных территорий жилой застройки. Данные проекты изначально предполагают достаточно большой срок возврата инвестиций. При этом застройщик не может предоставить банку практически никакого твердого обеспечения, кроме залога долей в организации – специализированном застройщике, и по факту объем обеспечения не покрывает реальных рисков банка при входе в сделку (уступка права аренды земельного участка, передача прав и обязанностей по договору КРТ третьим лицам – запрещены).

Кроме того, договор о КРТ содержит много условий, при невыполнении которых он может быть в одностороннем порядке расторгнут публичной стороной –  после чего вся сделка «рассыплется».  Одним из таких трудновыполнимых условий является жестко ограниченный срок расселения ветхих и аварийных домов, не учитывающий того, как это расселение происходит на практике. Евгений Штихлинг полагает, что подходы к установлению указанного срока следует сделать гибче.

По словам Евгения Штихлинга, АО Банк «ДОМ.РФ», несмотря на риски, осуществляет проектное финансирование КРТ; в его головном офисе даже создан специальный отдел для решения связанных с этой работой проблемных вопросов в рамках действующих нормативно-правовых условий. В масштабах страны текущие одобренные проекты ДОМ.РФ имеют общий объем запланированного финансирования 230 млрд рублей, их суммарный градостроительный потенциал - 2,4 млн кв. метров нового жилья. В сфере проектного финансирования КРТ из сибирских регионов представитель банка отметил высокую активность Новосибирской области.

Директор новосибирского МУП «Горводоканал» Юрий Похил показал свой взгляд на специфику подготовки и реализации проектов КРТ в Новосибирске и не только. Он напомнил, что Горводоканал действует и развивается в соответствии с утвержденной схемой водоснабжения и водоотведения Новосибирска, на базе федерального  закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении…». Юрий Похил высоко оценил приход в регионы инфраструктурных бюджетных кредитов в сочетании с применением механизма КРТ. Это, среди прочего, позволяет в плановом порядке, заранее и «с запасом» обеспечить крупные перспективные площадки централизованным водоснабжением и водоотведением: львиную долю работ в данном случае финансирует федеральный центр.

Кроме того, Юрий Похил вслед за коллегами указал на необходимость уделить больше внимания реновации территорий со старой застройкой – чтобы полнее использовать потенциал действующих сетей, не тратясь на прокладку новых дорогостоящих трубопроводов «за границы города».

Комплексное развитие сельских территорий с формированием сети опорных населенных пунктов стало предметом выступления первого заместителя министра сельского хозяйства Новосибирской области Андрея Шинделова.

По его информации, указанная в теме доклада работа ведется на основании госпрограммы НСО «Комплексное развитие сельских территорий НСО», в свою очередь, опирающейся на аналогичную федеральную госпрограмму, утвержденную постановлением Правительства РФ от 31 мая 2019 года № 696. Среди целевых критериев региональной госпрограммы – сохранение доли численности сельского населения НСО на уровне не менее 20% в 2025 году, повышение доли общей площади жилищного фонда, обеспеченного всеми видами благоустройств, в сельских населенных пунктах – до 15,3%.

Общая сумма средств на реализацию госпрограммы в НСО за период 2020-2022 гг. составила 3,357 млрд рублей. За это время, среди прочего, в рамках программы был реализован проект КРТ в р. п. Маслянино, вышел на стадию реализации аналогичный проект в р. п. Красноозерское. Построено 7 км дорог, 10 км газопроводов, почти 6 км сетей водоснабжения, 4,94 км электросетей; введено в эксплуатацию 13,8 тыс. кв. метров жилья, улучшили жилищные условия 165 семей.

На основании постановления Правительства НСО от 27.02.2023 № 59-п реализуется социально-экономическая инициатива, предполагающая создание сети опорных населенных пунктов в сельской агломерации Новосибирской области. Утвержден перечень из 25 опорных пунктов и 1181 поселения на прилегающих к ним территориях, намечены шаги по их развитию и финансированию данной работы.

О проблемах формирования национальной системы пространственных данных, без которой трудно обеспечить полноценное КРТ, доложила руководитель Управления Росреестра по Новосибирской области Светлана Рягузова.

Она напомнила: госпрограмма РФ «Национальная система пространственных данных» реализуется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.12.2021 № 2148, плановый срок реализации – 31.12.2030. Приоритетные задачи госпрограммы – создание единой платформы геопространственных данных с получением полного и точного реестра недвижимости, интеграция данных федеральных и региональных органов власти в общую среду данных. При этом Новосибирская область заявлена пилотным регионом, который должен на своем уровне справиться с поставленными задачами раньше – до 1 января 2024 года.

В числе выявленных проблем наполнения ЕГРН Светлана Рягузова назвала нередко встречающиеся пересечения границ территориальных зон, муниципальных образований и т. п., а также отсутствие законодательно установленных сроков подготовки документов для внесения сведений в ЕГРН о границах (для исполнителей работ), отсутствие иерархии при внесении в ЕГРН сведений о границах.

Часть проблем, по оценке Светланы Рягузовой, будет решена федеральным законом от 4 августа 2023 года № 438-ФЗ (вступает в силу 1 января 2024 года). Этот закон исключает препятствия для внесения в ЕГРН сведений о границах населенных пунктов, территориальных зон в случае их пересечения с границами земельных участков, разрешает вносить в ЕГРН сведения о границах населенных пунктов и территориальных зон одновременно с их установлением по границам земельных участков. Кроме того, что немаловажно, указанный закон исключает (из комплекса упомянутых работ) проведение общественных обсуждений или публичных слушаний.

Однако установление для исполнителей работ сроков подготовки документов и введение иерархии при внесении в ЕГРН сведений о границах (МО, населенный пункт, территориальная зона) – законодателям еще предстоит.

Роль Геофонда Новосибирской области в формировании региональной и национальной системы пространственных данных осветил директор ГБУ НСО «Геофонд НСО» Александр Дяков. Он глубоко и полно показал принципы формирования материалов Фонда пространственных данных, их состав и структуру, особенности предоставления информации. Среди планируемых направлений деятельности, прямо связанных с комплексным развитием территорий, Александр Дяков назвал обеспечение обмена данными между сетевыми организациями НСО и формирование единого плана коммуникаций на всю территорию региона. В числе проблем, которые вызывают тревогу у директора Геофонда НСО – трудности с использованием отечественного ПО (импортозамещение не дается легко), отсутствие методик корректного преобразования данных из ГИС в ТИМ и по ряду причин нарастающую погрешность измерений в опорной геодезической сети. 

О научно-техническом сопровождении инженерных изысканий, проектирования и строительства  рассказал вице-президент НОПРИЗ, заведующий кафедрой Технологии и организации строительства НИУ МГСУ Азарий Лапидус.            Он привел ряд примеров эффективного НТС при проектировании и строительстве крупных объектов в Москве и Санкт-Петербурге (высотных, либо сильно заглубленных в землю). На этих объектах в рамках НТС были выполнены работы, в частности, по анализу исполнительной документации,  мониторингу несущих и ограждающих конструкций, локальной экспертизе проектных решений; все это помогло застройщикам реализовать проекты качественно и в срок, с полным обеспечением их надежности и безопасности. 

Азарий Лапидус рассказал, на какой нормативно-законодательной базе основывается научно-техническое сопровождение проектов, какова история этой базы, показал, для каких объектов НТС является обязательным, а для каких – желательным. Он отметил, что указания на необходимость осуществления НТС включены в целый ряд сводов правил (в том числе обязательного применения). Так, в п. 4.7 СП 20.13330.2016 «Нагрузки и воздействия» указывается, что «для зданий и сооружений повышенного уровня ответственности, а также во всех случаях, не указанных в настоящем СП, дополнительные требования к нагрузкам и воздействиям необходимо устанавливать… также в  заданиях на проектирование с учетом рекомендаций, разработанных в рамках НТС проектирования».

Проблемой является то, что Главгосэкспертиза стремится исключить  из проектной документации на строительство сложных объектов расходы на научно-техническое сопровождение. А невозможность проведения экспериментов при строительстве уникальных и технически сложных объектов - как, например, Сибирский кольцевой источник фотонов (СКИФ) - может привести к невозможности проведения точных исследований после завершения строительства, а значит, приведет к бесполезности всего огромного проекта в целом.

Азарий Лапидус подчеркнул важность обязательного наличия «второго профессионального мнения» при работе над сложными и особо ответственными объектами и озвучил ряд предложений для совершенствования нормативного регулирования НТС. Среди них – предложение создать  и ввести в действие СП «Научно-техническое сопровождение изысканий, проектирования и строительства. Основные положения», который будет содержать профессиональный словарь по указанной теме, характеристику участников НТС (они, по убеждению Азария Лапидуса, среди прочего, обязательно должны иметь членство в профильных СРОР), виды и направления НТС, перечень необходимых и достаточных процедур при проведении научно-технического сопровождения изысканий, проектирования и строительства. Вместе с этим потребуется актуализировать другие существующие нормативы, в которых упоминается НТС – с учетом положений упомянутого выше свода правил.

Позицию Азария Лапидуса поддержал начальник инспекции Госстройнадзора Новосибирской области Алексей Нечунаев. Он также выразил уверенность в необходимости расширения сферы обязательного использования НТС на некоторые объекты регионального госстройнадзора (пока НТС обязателен только для объектов, которые «ведет» федеральный госстройнадзор). Алексей Нечунаев  привел примеры проблемных в части технического состояния объектов в Новосибирской области, которые, скорее всего, не стали бы проблемными, если бы работа над ними велась при научно-техническом сопровождении. 

По мнению Алексея Нечунаева, в сфере НТС есть комплекс важных, но не решенных вопросов – в том числе, связанных с формированием сметной стоимости объектов (ведь помимо того, что сам процесс НТС стоит дополнительных денег – его результаты могут потребовать дополнительных и непредвиденных затрат, скажем, для повышения несущей способности фундамента, и т. п.). Глава инспекции предложил провести по вопросу научно-технического сопровождения строительства отдельную конференцию и рекомендовал наладить по данной теме постоянное сотрудничество между НИУ МГСУ и НГАСУ (Сибстрин).

Далее к конференции по видеосвязи присоединился заместитель министра строительства РФ Сергей Музыченко. Он подчеркнул, что механизм КРТ является одним из базовых для развития строительства в целом. Сергей Музыченко также остановился на важных направлениях повышения эффективности строительной отрасли, над которыми в настоящее время работает федеральный Минстрой. Среди них – сокращение инвестиционно-строительного цикла путем удаления избыточных административных процедур, реформы системы ценообразования и технического регулирования. По последнему направлению замминистра сообщил о том, что к настоящему времени подготовлена новая редакция Технического регламента «О безопасности зданий и сооружений», в разработке которой принимали участие специалисты НОСТРОЙ, НОПРИЗ, Российского союза строителей. В числе новелл, вводимых этой редакцией документа (подготовленного ко 2-му чтению в Госдуме) – переход к модели добровольного применения требований, которые являются доказательной базой технического регламента, внедрение новых прогрессивных методов обоснования безопасности – в том числе обоснования расчетами, моделями, которые целесообразно утверждать при научно-техническом сопровождении строительства.

В части реформы ценообразования Сергей Музыченко сообщил, что 49 субъектов РФ уже перешли на ресурсно-индексный метод, 20 – готовятся. Полный переход на РИМ должен состояться в первом квартале 2024 года.

С заключительным словом выступил президент НОСТРОЙ Антон Глушков.

Касаясь рынка жилищного строительства, который является основным драйвером для всей строительной отрасли, он отметил позитивный эффект от мер государственной поддержки. «Количество семей, граждан России, которые благодаря этой поддержке смогли улучшить свои жилищные условия, является беспрецедентным», - подчеркнул президент национального объединения. В этих условиях все хотели бы избежать существенного снижения спроса, который наметился в последнее время. По словам президента НОСТРОЙ, вопрос поиска путей для предотвращения снижения спроса является одним из основных в сегодняшней повестке.

«Пока мы сходимся на том, что мера поддержки в форме субсидированной ипотеки, безусловно, нужна, но она должна носить более адресный характер», - сообщил президент НОСТРОЙ. Должно применяться дифференцированное разделение поддержки по регионам (в зависимости от того, в какой блок входит регион – со стабильным спросом, с устойчивым спросом, с нестабильным, или же это вообще депрессивный регион,  где спрос остается низким даже при наличии мер поддержки).

Нужно учитывать, что возможности федерального бюджета в последнее время существенно ограничены, к тому же увеличение ключевой ставки ЦБ накладывает дополнительные расходы на бюджет при субсидировании процентных ставок. «Поэтому задача номер один – оптимизация производственных циклов строительства, которая позволит при снижении капитальных затрат в стройке максимально сохранить ту пиковую результативность работы, которая сегодня достигнута строительным комплексом», - подчеркнул Антон Глушков.

То, что стройкомплекс находится на пике, президент НОСТРОЙ подтвердил на примере статистических данных по Новосибирску, где за весь прошлый год было введено 1 млн 470 тыс. квадратных метров жилья, а по итогам 8 месяцев года текущего – уже почти 1 млн 300 тыс. кв. метров. Хороший, «радужный» рост наблюдается и в целом по стране.

Чтобы сохранить достигнутый уровень, по мнению Антона Глушкова, можно (и нужно) предпринимать действия, не обязательно связанные с получением финансовой поддержки от государства в тех или иных формах. Нужно искать и находить резервы.

Их немало скрыто, в частности, в системе технического регулирования. Антон Глушков привел пример. Стоимость строительства одного школьного места за последние три года увеличилась на 60 процентов. Из них примерно 25 процентов – за счет инфляции (удорожания материалов, повышения зарплаты рабочих), а 35% - за счет увеличения нормативов площадей на одного обучающегося. «То есть возрастание себестоимости школьного места на целых 35 процентов за три года произошло исключительно за счет изменений в техническом нормировании», - акцентировал президент НОСТРОЙ.

Второй существенный резерв экономии содержится в сокращении избыточных административных процедур. НОСТРОЙ при участии региональных СРО провел мониторинг регионов в части ситуации с административными барьерами. К сожалению, оказалось, что 6 из 10 субъектов СФО находятся в «красной зоне» по административным барьерам. «Это показатель, который делает работу бизнеса в конкретном субъекте федерации экономически непривлекательной. За счет его «выправления» в нужную сторону мы вводим в действие существенный скрытый резерв», - констатировал Антон Глушков. Необходимо оптимизировать административные регламенты и избавить их от излишне рьяного нормотворчества на местах. В качестве негативного примера президент НОСТРОЙ привел согласование архитектурно-градостроительного облика (АГО): в разных регионах к этому подходят по-разному, иногда создавая на этом этапе очевидно чрезмерные сложности для застройщиков и проектировщиков.

Еще один резерв повышения эффективности работы отрасли следует искать во взаимоотношениях между бизнесом и властью. Здесь, уверен президент НОСТРОЙ, существенную роль играют саморегулируемые организации. В качестве успешного примера Антон Глушков привел недавнее сотрудничество с участием Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Госдумы РФ, НОСТРОЙ, региональных СРО и подрядчиков – по ускорению капитального ремонта школ. Результатом последовательных совместных действий стал вывод из «красной» в «желтую» зону более 300 ремонтируемых школ, которые удалось полноценно ввести в строй к 1 сентября текущего года.

Необходимо, по мнению Антона Глушкова, во всех аспектах выстраивать взаимоотношения между бизнесом и властью, тем более что уже сегодня диалог профессионального сообщества и органов власти налажен хорошо.

И последний «внутренний резерв», который Антон Глушков настоятельно рекомендовал, не откладывая, активировать российским и сибирским строителям – повышение эффективности и производительности за счет внедрения новых технологий и материалов. При этом, по его мнению,  нужно как можно больше опираться на отечественные научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки:  ведь возможности для закупок и копирования западных технологий сокращаются с каждым днем. 

Свяжитесь с нами
Наш менеджер перезвонит вам в течение нескольких минут
Свяжитесь с нами
Администратор экзаменационного центра перезвонит вам