В мэрии Новосибирска обсудили вопросы установления приаэродромных территорий

В мэрии Новосибирска обсудили вопросы установления приаэродромных территорий

10 ноября в мэрии Новосибирска состоялось заседание Союза строителей Новосибирской области по проблемам, которые возникают в связи с установлением приаэродромных территорий (ПАТ) в соответствии с 135-ФЗ от 01.07.2017 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны».

В заседании приняли участие заместитель мэра Новосибирска – начальник Департамента строительства и архитектуры мэрии Новосибирска Алексей Кондратьев, начальник управления архитектуры и градостроительства Министерства строительства Новосибирской области Дмитрий Тимонов, начальник Управления Архитектурно-строительной инспекции мэрии Новосибирска Евгений Улитко, руководитель Совета Ассоциации строительных организаций Новосибирской области (АСОНО), президент Союза строителей Новосибирской области Максим Федорченко, член Комитета по строительству Общественной организации «Деловая Россия» Денис Воронов, руководитель подразделения правовой поддержки компании «Брусника. Сибакадемстрой» Ирина Головкина, ведущий юрист Ассоциации строительных организаций Новосибирской области (АСОНО) Мария Митяшина и представители компаний застройщиков города Новосибирска. 

Провел событие исполнительный директор Союза строителей Новосибирской области Виктор Мокровицкий.

Совещание 10.11.jpg

Открывая заседание, Виктор Мокровицкий кратко остановился на результатах исполнения поручений по протоколу круглого стола по комплексному развитию территорий, организованного Союзом строителей НСО и проведенного 21 сентября 2021 года под руководством вице-мэра Новосибирска Алексея Кондратьева. Также ознакомил собравшихся с планом работы Союза строителей, отметив, что мероприятия Союза (совещания, круглые столы и пр.), посвященные отдельным актуальным проблемам строительной отрасли, решено проводить ежемесячно.

Ведущий юрист Ассоциации строительных организаций Новосибирской области Мария Митяшина в своем выступлении обозначила общие аспекты правового регулирования строительства на приаэродромных территориях и возникающие при этом проблемы.

Она напомнила, что первая редакция проекта закона 135-ФЗ, появившаяся в 2014 году, была ориентирована на регулирование строительства в границах ПАТ исключительно гражданских аэродромов. Однако впоследствии действие закона распространилось на аэродромы государственной и экспериментальной авиации, что усложнило ситуацию.

Новый закон определил приаэродромные территории в составе 7 подзон с установлением своих ограничений при осуществлении строительства. Поэтому, при планировании строительства застройщикам сегодня следует ориентироваться на переходные положения 135-ФЗ. В соответствии с которыми для аэродромов экспериментальной авиации согласование (строительства) осуществляет организация, эксплуатирующая аэродром, для госавиации – организация, в ведении которой находится аэродром, для аэродромов гражданской авиации – Росавиация. При этом для каждого случая базовым условием для получения разрешения на строительство – является наличие положительного заключения Роспотребнадзора.

Отсюда вытекает ряд ограничений при согласовании строительства, прежде всего, для аэродромов госавиации (преимущественно военной).  Большая часть информации, необходимой для регламентирования строительства в ПАТ – является государственной тайной. Исходной информации по ПАТ военных аэродромов не хватает, а для подготовки заключения Роспотребнадзору нужно провести замеры уровня шума, загрязненности атмосферы и т. п., но из-за режима секретности сделать этого нельзя – возникает замкнутый круг, выход из которого только один: отказ в согласовании строительства.

Совещание 10.11.jpg

Максим Федорченко, возвращаясь к истории закона 135-ФЗ, напомнил, что изначальным поводом для его создания стала необходимость упорядочения градостроительного регулирования Новой Москвы, которая, разрастаясь, стала «подпирать» действующие аэродромы. Однако, действие законопроекта распространилось практически на все виды аэродромов, добавив к необходимым требованиям авиационной безопасности санитарные требования (к уровню шума и пр.). Поэтому во многих регионах из-за приаэродромных ограничений останавливаются стройки даже в переходном периоде до полного введения в действие федерального закона 135-ФЗ.

По сведениям Максима Федорченко Роспотребнадзором разработана методика расчета 7-й подзоны приаэродромных территорий, но действующая только для гражданских аэродромов. Главным контролируемым фактором в ней является уровень шума.  Прописанные требования к шумозащите устанавливают допустимый уровень шума в ночное время равный 45 дБ, президент Союза строителей счел их чрезмерно завышенными. При этом, по статистике, из 425 российских аэродромов только 170 являются гражданскими, 122 – военными, 125 – совместного базирования, 8 – экспериментальными. 

Снимок.PNG

Максим Федорченко предложил обратиться в федеральные органы власти с просьбой о введении моратория на действие 135-ФЗ или отдельных его частей. «Нужно разрабатывать новую систему регулирования строительства в приаэродромных территориях – разумеется, с учетом интересов всех граждан, с учетом обязательного обеспечения безопасности авиасообщений, но и с учетом того, что нам нужно развивать жилищное строительство, выполнять национальные проекты», - подытожил президент Союза строителей НСО.

Алексей Кондратьев предположил, что практическим решением вопроса может стать совместное решение региональной власти Новосибирской области и муниципальной власти Новосибирска о том, что проектируемые в границах ПАТ объекты, не выходящие по высоте за габариты уже существующей вокруг застройки, не нуждаются в сложных процедурах согласования с операторами аэродромов. И обратился к Союзу строителей Новосибирской области с предложением о подготовке соответствующего обращения.

Также Алексей Кондратьев затронул вопрос о сложности процедуры согласования строительства объектов и предложил по итогам совещания выработать предложения по оптимизации существующего документооборота.

1.PNG

Руководитель подразделения правовой поддержки компании «Брусника. Сибакадемстрой» Ирина Головкина поделилась судебной практикой за легитимность строительства жилого комплекса в границах приаэродромной территории в зоне давно существующей застройки. Примечательно, что суды первой и второй инстанций встали на сторону муниципалитета и застройщика. Но прокуратура отправила дело на рассмотрение в кассационный суд и оно вернулось в суд первой инстанции.

«Наши доводы о том, что на улице Аэропорт, уже полвека живут люди, дети ходят в детсад, и почему-то никто за это время не собрался встать на защиту их прав на «бесшумную среду», действия не возымели, - отметила Ирина Головкина. – Между тем, если прокуратура в итоге выиграет, будет создан весьма опасный прецедент. Помимо того, что «в интересах неопределенного круга лиц» останутся без квартир вполне определенные 350 дольщиков «Авиатора», дальше по цепочке могут пойти столь же «успешные» иски прокуратуры и по объектам других застройщиков, а поскольку прокуратура работает по максимальным границам ПАТ (это огромный прямоугольник вокруг аэродрома, примерно 20 на 30 километров), возникает риск остановки строек на всей этой огромной территории».

Ирина Головкина предложила провести еще одно совещание по острой проблеме застройки в ПАТ, обязательно пригласив на него представителей прокуратуры – с целью прояснить ситуацию и выработать некую общую позицию.

Дмитрий Тимонов в ответ на сообщение представителя компании «Брусника. Сибакадемстрой» напомнил, что прокуратура активизировалась в отношении контроля строительства после жалобы Росгвардии, обнаружившей, что прямо на линии взлета самолетов компания «Вира-строй» возводит высотку. Он призвал строительное сообщество активнее принимать участие в процессе установления ПАТ – в своих интересах. «Иначе Росгвардия поставит на кадастровый учет весь комплект своих приаэродромных территорий, и нам всем будет плохо», - предупредил Дмитрий Тимонов.

Денис Воронов, член Комитета по строительству Общественной организации «Деловая Россия», поддержал опасения Максима Федорченко и Ирины Головкиной по поводу возможной приостановки огромного числа строек в ПАТ, в том числе из-за шумовых ограничений. «45 децибел - избыточная ночная норма, к которой трудно будет приблизиться всей России, - подчеркнул Денис Воронов. - Для понимания: 45 дБ - это шум листвы в тихом парке! К примеру, на шумовой карте Москвы видно, что этому нормативу не отвечают даже внутриквартальные территории в элитном центре нашей столицы. И город Чикаго, на территории которого эти требования тоже не соблюдаются, вполне спокойно живет с двумя аэропортами на своей территории, город развивается».

IMG_20211110_112152 копия.jpg

Денис Воронов поддержал Максима Федорченко в прекращении действия 135-ФЗ в его существующей редакции, так как 7-я подзона ПАТ в нынешней редакции не оправдывает своего предназначения и останавливает стройку (в Иркутске под фактический запрет строительства и реконструкции подпадет основная часть агломерации, населением около миллиона человек).  Представитель «Деловая Россия» сообщил, что уже практически подготовил предложения по внесtнию изменений в законодательство. 

В ходе последовавших за выступлениями обсуждений застройщики поддержали озвученные инициативы. И единогласно  проголосовали за их упрощение всеми возможными способами и инструментами, и на уровне решений местных властей, и на уровне изменений федерального законодательства.

Подводя итог, Виктор Мокровицкий отметил, что ближайшей задачей профессионального сообщества становится внесение изменений в действующее законодательство, которые позволят оздоровить правовое регулирование застройки ПАТ. По его оценке, продвижение соответствующих инициатив целесообразно осуществлять через избранных депутатов, поддержанных строительным деловым сообществом, и Союз строителей Новосибирской области берется за эту работу.

Свяжитесь с нами
Наш менеджер перезвонит вам в течение нескольких минут