Круглый стол на тему «Использование инструментов комплексного освоения территорий и развития застроенных территорий для решения задачи по увеличению объемов жилищного строительства» прошел в Совете Федерации 15 февраля
В мероприятии приняли участие первый заместитель председателя Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Аркадий Чернецкий, члены Совета Федерации, представители Министерства строительства и ЖКХ РФ, госкорпорации – Фонда содействия реформированию ЖКХ, региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления. Круглый стол провел Председатель ВСМС, Председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Олег Мельниченко.
Олег Мельниченко отметил, что несмотря на то, что согласно паспорту проекта большую часть финансовых средств на выполнение мероприятий планируется направить из федерального бюджета, участие средств инвесторов в строительстве жилья, расселении аварийного, ветхого жилищного фонда, крайне необходимо. «Предусмотренные Градостроительным кодексом механизмы развития застроенных территорий и комплексного освоения территорий на сегодняшний день являются ключевыми для привлечения инвестиций в данную сферу».
По словам сенатора, институт развития застроенных территорий на протяжении более чем 10 лет применялся городами в целях преобразования территорий ветхой жилой застройки. «Основной проблемой этого механизма было и остается создание для инвестора-застройщика условий, которые стимулировали бы привлечение частного капитала к проектам по развитию застроенных территорий. Высвобождение участков – это не только долгий, но и дорогостоящий процесс».
Олег Мельниченко обратил внимание, что проекты по комплексному освоению территорий, в отличие от предыдущего механизма, не связаны с вопросами расселения жилья. Как правило, это проекты застройки земель, подразумевающие масштабное строительство жилых комплексов, рассчитанное на массового покупателя со средним уровнем достатка. Данная модель застройки предполагает строительство силами застройщика всей сопутствующей инфраструктуры (инженерной, социальной, транспортной).
Большинство участков под жилищное строительство не обеспечены необходимой инженерной инфраструктурой.
«Одной из насущных проблем комплексного освоения территорий является инженерная подготовка предполагаемых к застройке земельных участков, что означает для застройщика значительные капитальные вложения с длительным сроком окупаемости. В настоящее время большинство участков под жилищное строительство не обеспечены необходимой инженерной инфраструктурой», — подчеркнул Олег Мельниченко.
Кроме этого Олег Мельниченко указал на отсутствие четкого правового механизма расселения домов, не признанных аварийными, что зачастую не позволяет в намеченные сроки завершить процедуру расселения дома в случае, если на расселение не согласен хотя бы один из собственников жилых помещений в доме.
Сенатор также напомнил, что в Правительстве РФ идет работа над совершенствованием механизмов комплексного и устойчивого развития территорий. В ноябре 2018 г. Государственной Думой принят в первом чтении внесенный Правительством РФ проект федерального закона, предусматривающий новации об отдельных видах деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, в том числе положения об изъятии земельных участков и других объектов недвижимости в случае принятия решения о развитии застроенной территории (проект № 503785–7). Его принятие планируется в текущую сессию.
Минстроем России и акционерным обществом «ДОМ.РФ» в соответствии национальным проектом разрабатывается методический документ «Стандарт комплексного развития территорий».
Парламентарий отметил, что в части финансовой поддержки федеральным проектом «Жилье» предусмотрено выделение средств на финансирование мероприятий по стимулированию программ развития жилищного строительства субъектов РФ. «Полагаю, что на старте реализации национального проекта необходимо всесторонне обсудить достаточность планируемых финансовых и законодательных мер по вовлечению инвесторов-застройщиков в реализацию национального проекта».