Семинар НОПРИЗ по актуальным вопросам деятельности СРО

Семинар НОПРИЗ по актуальным вопросам деятельности СРО

19.08.2024
В Республике Алтай состоялся семинар по актуальным вопросам деятельности СРО

14 августа  в селе Майма Республики Алтай под председательством координатора НОПРИЗ и НОСТРОЙ по Сибирскому федеральному округу, Председателя Координационного совета АСОНО Максима Федорченко состоялся семинар по актуальным вопросам деятельности СРО для изыскательских и проектных саморегулируемых организаций. В число таких актуальных вопросов вошли рейтинг проектных и изыскательских компаний, судебная практика в деятельности СРО, реализация положений Постановления Правительства РФ от 20.03.2024 г. № 338 «Об утверждении минимальных требований к членам саморегулируемой организации, выполняющим инженерные изыскания, осуществляющим подготовку проектной документации…», и другие.

По вопросу реализации положений Постановления Правительства РФ 338 выступил директор департамента нормативного обеспечения и развития саморегулирования НОПРИЗ Сергей Павленко.

Это постановление, вступающее в силу с 1 сентября 2024 года на ближайшие 6 лет, фиксирует новые минимальные требования к членам СРО, занятым на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах. Упрощаются требования к специалистам технических служб. Допускается работа по совместительству. Требование о повышении квалификации заменено на требование об обязательном проведении независимой оценки квалификации (НОК) по 6-му уровню квалификации. Есть переходная норма для специалистов, прошедших повышение квалификации до 1 марта 2024 года – для них применение требования о НОК откладывается до истечения срока действия удостоверения о повышении квалификации.

Как сообщил Сергей Павленко, для специалистов технических служб в сфере инженерных изысканий действует пять профессиональных стандартов. Для специалистов технических служб, осуществляющих разработку проектной документации, разработано 3 профстандарта.

Для специалистов технических служб установлено требование о соответствующем высшем профессиональном (техническом) образовании, в том числе по специальности или направлению подготовки в области строительства. Данный приказ вступит в силу 1 января 2025 года и будет действовать до 1 января 2027 года.

Следующим вопросом рассмотрели рейтингование, оценкой опыта и деловой репутации проектных и изыскательских организаций.

Как напомнил Сергей Павленко, при рейтинговании качественная оценка участников происходит с использованием показателей, сгруппированных по 6 «нефинансовым» блокам: уровень квалификации специалистов, использование организацией ТИМ, портфолио, соблюдение правил членства в СРО, страхование ответственности, показатели добросовестности. 

Сибирский федеральный округ предложено сделать пилотным по наполнению системы рейтинга информацией о членах СРО.

Пока, на этапе опытной эксплуатации, предполагается, что информацию о членах СРО в АИС «Рейтингование» передают не члены СРО, а саморегулируемые организации.

Максим Федорченко подчеркнул, что рейтингование - это тот путь, который поможет перейти на новую схему отбора подрядчиков, где определяющим критерием будет уже не самая низкая цена выполнения работ, а уровень квалификации и деловая репутация фирмы. Но чтобы система заработала, ее надо наполнять информацией.

Участники конференции, делясь первым опытом заполнения АИС «Рейтингование», указали на некоторые ее недостатки, предложив доработать систему. Сергей Павленко согласился, но с оговоркой: прежде всего, нужно собрать замечания со всех регионов, а систему наполнить информацией до минимально необходимого уровня, - тогда ее авторам и разработчикам будет проще понять, какие элементы системы нужно доработать. Максим Федорченко рекомендовал к следующей встрече дополнить и систематизировать все замечания к АИС «Рейтингование».

Третьим вопросом  семинара стало обсуждение практики НОПРИЗ по рассмотрению обращений о неисполнении должностных обязанностей специалистами, сведения о которых включены в НРС.

По обобщенной информации Сергея Павленко, в течение 2023 года НОПРИЗ получил от Главгосэкспертизы России обращения о 860 случаях нарушений, допущенных инженерными специалистами. Комиссией НОПРИЗ было рассмотрено 35 таких случаев. В 9 случаях «нарушения» были вызваны неисполнением заказчиком своих обязанностей по предоставлению исходных данных, и к проектировщикам претензий нет.  За 2023 год из НРС было исключено 4 специалиста.

В 2023 году Госэкспертиза не осуществляла проверку «включенности» специалистов в НРС, основываясь на регламентирующем ее деятельность постановлении Правительства РФ, куда обязанность осуществлять такую проверку не входила.  В 2024 году в систему подачи заявок на экспертизу внесены изменения, и теперь Госэкспертиза проверку членства специалиста осуществляет (по номеру в НРС). За истекший период 2024 года от Госэкспертизы в НОПРИЗ поступили обращения о 1184 выявленных нарушениях. Но только в 7 случаях зафиксировано, что результатом нарушений становится возникновение рисков аварийных ситуаций.

В 2024 году комиссия НОПРИЗ вынесла решения по 32 специалистам из НРС. По 21 специалисту Совет НОПРИЗ принял решение отказать в исключении из НРС, 5 специалистов было исключено, по 6 специалистам рассмотрение обращений прекращено решением Совета НОПРИЗ. 60 обращений еще предстоит  отработать.

В рамках рассмотрения вопроса о судебной практике слово было предоставлено Управляющему партнеру Юридического Агентства «Дело» Виталию Шлякову. Он подчеркнул важность обобщения судебной практики по обращению взысканий за неотработанные авансы на компфонды СРО в разных регионах, чтобы проектировщики и их саморегулируемые объединения выступали единым фронтом, защищая свои интересы и формируя судебную практику в нужном векторе.

По опыту Виталия Шляхова, имеет смысл последовательно стараться привлекать внимание судов к важным для СРО юридическим обстоятельствам. Суды должны  учитывать, что саморегулируемая организация не является стороной договора, заключенного между членом СРО (подрядчиком) и заказчиком, а также стороной, виновной в неисполнении договорных обязательств; что СРО в принципе является некоммерческой организацией, не имеющей цели извлечения прибыли, источники финансирования деятельности которой ограничены, а дополнительные финансовые издержки СРО, которые могут возникнуть в случае удовлетворения исковых требований, повлекут ущемление интересов неопределенного круга лиц — членов саморегулируемой организации, вынужденных внести дополнительные денежные средства после выплат из компфонда СРО.

Максим Федорченко поддержал тезис о необходимости изменения судебного отношения к СРО. СРО – действительно, некоммерческая организация, и относиться к ней надо  по аналогии с государственной структурой, а не с частной компанией.

Свяжитесь с нами
Наш менеджер перезвонит вам в течение нескольких минут
Свяжитесь с нами
Администратор экзаменационного центра перезвонит вам