15 ноября состоялся выезд представителей Общественной палаты Новосибирской области в рабочий поселок Горный Тогучинского района. В мероприятии приняли участие начальник отдела строительного контроля АСОНО Валерий Гноевой и председатель комитета АСОНО по градостроительной политике Олег Богатырёв, а также заместитель председателя Комиссии по экологии и охране окружающей среды Игорь Ильченко.
В ходе выезда были на месте проверены жалобы местных жителей на неудовлетворительное техническое состояние одного многоквартирного жилого дома, проявляющееся, среди прочего, в виде многочисленных протечек кровли в помещениях общего пользования и т. п., а также на сложности с водоотведением на этом же доме и еще двух МКД, в условиях отсутствия централизованной канализации приводящие к выходу бытовых стоков на рельеф.
Как удалось выяснить в процессе взаимодействия с администрацией р.п. Горный, с момента постройки упомянутых домов в 1960-е - 1970-е годы их техническое и коммунальное обслуживание осуществлялось силами исправительно-трудового учреждения, во владении которого они находились. Несколько лет назад ИТК было ликвидировано, и в соответствии с действующим законодательством местная администрация передала МКД на обслуживание управляющей компании.
Однако, по информации из официального обращения в Общественную палату, с управляющей компанией у жителей сотрудничество не сложилось: через несколько месяцев договор управления расторгли. ТСЖ собственники квартир тоже не создали, и с 10 января 2023 года эксплуатация трех упомянутых МКД де-юре осуществляется собственниками квартир в форме непосредственного управления. В соответствии с Жилищным кодексом, при такой форме управления все договоры по оказанию коммунальных услуг и ремонту общего имущества заключаются на основании решений общего собрания собственников; при этом большинство собственников выступают в качестве одной из сторон каждого договора.
В основном, собственники квартир в указанных домах так или иначе с управлением своим имуществом справились (так, тепло-, электро- и водоснабжение у них вопросов не вызывают), однако остались два проблемных момента, которые и стали предметом жалоб: плохое техническое состояние одного из домов и вывоз жидких отходов из подземного резервуара.
Проведя визуальный дома, существенных проблем эксперты не обнаружили: следы от протечек кровли в подъезде отсутствуют, трещин и других угрожающих проявлений недоремонта не наблюдается. По данным из официального письма местной администрации, введенный в эксплуатацию в 1976 году кирпичный дом аварийным не признавался и находится в технически исправном состоянии; в соответствии с региональной программой капремонта МКД, ремонты общего имущества данного дома (крыши, фасада, систем электро-, тепло- и водоснабжения) запланированы на 2034-2040 годы.
Переполнения подземного септика на момент прибытия представителей комиссий ОП не наблюдалось, но согласно полученным сведениям, это происходило ранее; вывоз стоков оплачивали попеременно часть жителей и местная администрация.
По закону, в МКД без централизованной канализации каждый собственник помещения должен участвовать в оплате периодического вывоза жидких бытовых отходов пропорционально своей доле в праве общей собственности.
Подводя итог, по первому вопросу эксперты комиссий пришли к выводу о необоснованности жалобы на неудовлетворительное техническое состояние многоквартирного жилого дома. По второму вопросу местной администрации было рекомендовано активизировать работу с жителями, предотвращая появление жалоб, побуждая их относиться к эксплуатации общедомового имущества (каковым является и септик с подводящими трубами) добросовестно и ответственно – в том числе, налаживать систематическое сотрудничество с организациями, осуществляющими вывоз жидких отходов.