8 октября в Правительстве Новосибирской области состоялась региональная конференция «Городское хозяйство: современные тенденции и вызовы», организованная Комиссией по вопросам ЖКХ, градостроительства и дорожного комплекса Общественной палаты НСО.
В конференции приняли участие заместитель губернатора Новосибирской области Олег Клемешов, и.о. министра ЖКХ и энергетики Новосибирской области Степан Рахманов, председатель комиссии по вопросам ЖКХ, градостроительства, дорожного комплекса Общественной палаты Новосибирской области Максим Федорченко, исполнительный директор некоммерческой организации «Фонд модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований НСО» Дмитрий Кулешов, и.о. начальника Госжилинспекции НСО Наталья Чернышова. Модератором выступил председатель Общественного совета при ГЖИ НСО Владимир Ермола.
Олег Клемешов напомнил, что сегодня задачи модернизации городской инфраструктуры стоят в центре государственной политики. Одним из важнейших остается федеральный проект «Формирование комфортной городской среды» (сегодня он включен в нацпроект «Инфраструктура для жизни»). На его реализацию в Новосибирской области ежегодно закладывается около 2 млрд рублей. Данный проект оценивается как один из наиболее эффективных, отмечается широкое участие общественности в его реализации. «Этот проект направлен на обустройство крупных общественных пространств, - уточнил Олег Клемешов. - А для улучшения придомовых территорий у нас почти в каждом муниципалитете действует своя программа». За последние 5 лет в НСО было благоустроено 422 общественных пространства и 664 дворовых территории, и губернатором поставлена задача контроля и ухода за всеми этими объектами. «Это требует решения вопросов охраны, замены оборудования, работы с озеленением. Без общественности нам эти вопросы не решить», - отметил Олег Клемешов.
Максим Федорченко подчеркнул, что сфере ЖКХ Общественная палата всегда уделяет большое внимание, поскольку именно в ЖКХ сосредоточено значительное количество насущных вопросов, напрямую касающихся каждого жителя. «Радует активное сотрудничество руководства региона с Общественной палатой, это помогает эффективнее решать стоящие перед нами задачи, - отметил Максим Федорченко. – А на федеральном уровне мы поддержаны Общественной палатой РФ – это способствует продвижению корректировок в федеральной нормативно-законодательной базе, без которых многие проблемы регионов преодолеть невозможно». Максим Федорченко акцентировал внимание на изменении вектора «профильных» нацпроектов: если раньше они были больше направлены на стимулирование строительства, то теперь – на создание комфортной городской среды и системное решение проблем в сфере ЖКХ. В соответствии с этим определяется план работы Общественной палаты РФ и региональных общественных палат: аккумулируя конструктивные предложения в сфере ЖКХ, городского хозяйства, в 2026 году они планируют приступить к практической проработке упомянутых предложений совместно со всеми заинтересованными структурами органов власти.
О практике исполнения федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» в Новосибирской области рассказал Степан Рахманов.
По его сведениям, между Минстроем РФ и МинЖКХ и энергетики НСО 3 декабря 2024 года было заключено Соглашение о реализации регионального проекта, обеспечивающего достижение показателей федерального проекта «Формирование комфортной городской среды». Для НСО установлен целевой показатель по благоустройству до 2030 года 637 общественных пространств. На реализацию мероприятий по благоустройству только в 2025 году муниципальным образованиям НСО предусмотрено выделение субсидий на сумму 789,9 млн рублей.
Еще один ресурс финансирования – участие региональных проектов во Всероссийском конкурсе создания комфортной городской среды. Объем средств, предусмотренный на финансирование проектов-победителей (в Новосибирской области), составляет 552,1 млн рублей.
Степан Рахманов обратил внимание, что в определении объектов для благоустройства могли участвовать все граждане, своими голосами формируя приоритеты для федерального и регионального финансирования. И люди активно использовали эту возможность: в голосовании приняло участие более 209 тысяч жителей Новосибирской области.
О текущей ситуации по исполнению плана капремонта общедомового имущества МКД, о проблемах, возникающих при использовании спецсчетов для формирования фондов капремонта домов, рассказал Дмитрий Кулешов.
По его информации, к 1 октября 2025 года в Новосибирской области выполнено 632 вида работ в 407 многоквартирных домах на общую сумму более 22 млрд рублей. В том числе крыши обновлены в 176 домах, фасады, подвалы – в 104-х, инженерные сети теплоснабжения – в 62-х, инженерные сети электроснабжения – в 127, лифты – в 30 многоквартирных домах.
В числе проблем, связанных с формированием ФКР на спецсчетах, Дмитрий Кулешов назвал нарастание задолженностей по взносам, отсутствие строительного контроля, срыв сроков выполнения работ. Он внес ряд предложений для исправления ситуации.
Начальник Отдела строительного контроля Ассоциации строительных организаций Новосибирской области Валерий Гноевой предложил региональному оператору усилить консультационную и разъяснительную работу с руководителями ТСЖ и председателями Советов тех МКД, которые формируют свои ФКР на спецсчетах. Имеет смысл ввести типовую форму подрядных договоров, обязательную для применения подрядчиками, выполняющими капремонт на домах «со спецсчетами».
И.О. начальника Государственной жилищной инспекции Новосибирской области Наталья Чернышова предложила подготовить изменения в Жилищный кодекс, которые позволят усовершенствовать и конкретизировать правовую основу взаимодействия собственников, формирующих ФКР на спецсчете, подрядных строительных компаний, регионального оператора и ГЖИ. Необходимо добиться полной ясности для жителей в части определения видов, объемов, порядка и сроков выполнения работ по капремонту, обеспечить реальные, эффективно действующие рычаги контроля подрядчиков (сегодня они у ГЖИ фактически отсутствуют).
Владимир Ермола рассказал о проблемах взаимодействия собственников недвижимости с управляющими компаниями.
Среди важных причин неумения УК установить контакт с собственниками Владимир Ермола назвал отсутствие опыта и квалификации у руководства УК, плохую подготовку персонала и, шире – общий кадровый дефицит в сфере ЖКХ, использование в работе договоров, не соответствующих нормам жилищного законодательства. С другой стороны, Владимир Ермола отметил снижение роли общих собраний собственников; собственники уклоняются от участия в собраниях – во многом это становится фактором, провоцирующим возникновение поддельных подписей, фиктивных протоколов и т.п. Отмечается низкая эффективность работы и низкий уровень технических знаний советов МКД, старших по дому, председателей советов МКД и ТСЖ. Часто наблюдается откровенно иждивенческое поведение собственников, выражающееся, в том числе, в устойчивом стремлении «экономить» на содержании и обслуживании жилья.
Директор ООО УК «Дом-Строй Сервис» Дмитрий Черняев описал случаи потребительского экстремизма отдельных собственников, которые, заваливая УК необоснованными жалобами (в том числе посредством ГИС ЖКХ), парализуют ее работу, отвлекая ресурсы от решения необходимых задач. Случаи злоупотреблений со стороны УК в своем выступлении обрисовала член правления ТСЖ «Огни Сибири» Екатерина Абраменко. По ее оценке, недобросовестным управляющим компаниям «развязывает руки» безнаказанность при формировании фиктивных протоколов общих собраний, продвигающих невыгодные для собственников решения.
Своими мнениями, оценками и предложениями поделились и другие участники конференции. Все предложения будут включены в итоговую резолюцию, которая вместе с резолюциями аналогичных конференций в других регионах в обобщенном виде будет представлена на совместном заседании Общественной палаты, Правительства РФ, Минстроя РФ с участием депутатов Госдумы, запланированном на 30 октября.