АССОЦИАЦИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

CАМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СРО-С-284-21062017

22 мая 2019г. АСОНО провела обучающий семинар для членов СРО: «Изменения в сметно-нормативной базе редакции 2017-2019гг.»

22 мая 2019г. АСОНО провела обучающий семинар для членов СРО: «Изменения в сметно-нормативной базе редакции 2017-2019гг.»

22 мая 2019г. АСОНО провела обучающий семинар для членов СРО: «Изменения в сметно-нормативной базе редакции 2017-2019гг.»

На семинаре, местом проведения которого стал учебно-демонстрационный комплекс Новосибирского строительно-монтажного колледжа, обсуждались важные вопросы современной системы ценообразования и сметного нормирования в российском строительстве. Слушатели получили разъяснения по целому ряду проблемных моментов, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной деятельности по формированию сметных цен на объекты различного назначения.

Лектором выступила  практикующий специалист в сфере ценообразования в строительстве Ольга Богачева. Она начала с кратких основ, описав главные этапы становления строительного сметного нормирования в России. Выяснилось, что оно зародилось на Руси еще в начале XIX века. Нынешние сметные нормы уходят корнями в середину 50-х годов прошлого века, а последней полноценной сметно-нормативной базой, содержащей свыше 300 тысяч системно отслеженных и выверенных сметных норм и расценок, по сути, стала база 1984 года, которую впоследствии стали эксплуатировать с использованием повышающих коэффициентов, в различных позднейших сборниках. Именно поправочные коэффициенты, индексы и по сей день являются главным инструментом, позволяющим сметчику более-менее успешно формировать индивидуальную, уникальную цену проекта на основе унифицированных и во многом устаревших нормативных расценок.

В основе «новейшей» реформы системы строительного ценообразования 2017 года лежит федеральный закон от 3 июля 2016 года № 369-ФЗ, внесший ряд изменений в Градостроительный кодекс и федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений». Ольга Богачева напомнила: в 369-ФЗ, среди прочего, законодатель прописал новые полномочия федеральных органов государственной власти в сфере сметного нормирования. К их компетенции отнесено ведение федерального реестра сметных нормативов и федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве, установление порядка мониторинга цен строительных ресурсов, включая виды и правила предоставления информации, необходимой для формирования сметных цен строительных ресурсов, а также утверждение методик расчета последних, принятие сметных норм.

Кроме того, указанный закон предусмотрел, в каких случаях должны применяться сметные нормативы, внесенные в федеральный реестр, и сметные цены строительных ресурсов. Согласно указанному закону, они должны применяться при определении сметной стоимости строительства объектов, финансируемых с привлечением средств бюджетов и юридических лиц, созданных публичными образованиями, организаций, в которых доля участия таких образований составляет более 50%. Также их необходимо учитывать при расчете сметной стоимости капремонта многоквартирного дома, осуществляемого полностью или частично за счет средств регионального оператора, ТСЖ, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо собственников помещений в многоквартирном доме.

«Новые принципиальные понятия, вошедшие в жизнь сметчиков в 2017 году – Классификатор строительных ресурсов и Федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве, – продолжила Ольга Богачева. – В соответствии с приказом Министерства строительства и ЖКХ РФ от 8 февраля 2017 года № 77-пр «Об утверждении методики применения сметных цен строительных ресурсов», поставщики ресурсов должны на систематической постоянной основе поставлять в ФГИСЦС информацию о стоимости своей продукции, а сметчики – формировать сметную цену, основываясь на данных из ФГИСЦС».

При этом «основываться на данных ФГИСЦ» - дело само по себе непростое, нельзя просто вставить в готовящуюся смету одну отдельную готовую стоимость ресурса из своего регионального раздела и успокоиться. «Вы должны найти стоимость не одного, а минимум двух (аналогичных) ресурсов», - подчеркнула эксперт. Затем цену одного изготовителя нужно умножить на заготовительно-складские расходы, добавить стоимость транспортировки. Далее следует такую же операцию проделать с ценой ресурса второго (альтернативного) поставщика, потом сумму полученных результатов разделить на два, и вот уже этот результат использовать в сметном расчете. Нормативы увеличения цен с учетом заготовительно-складских, транспортных расходов приведены в указанном выше 77-м приказе Минстроя. «Обратите внимание: если вы берете в смету ресурсы, производимые в другом регионе, при расчете к ним следует применять транспортный поправочный коэффициент того региона, где ресурс производится, а не вашего региона», - уточнила Ольга Богачева.

При этом эксперт подтвердила ранее озвученную представителями Минстроя РФ информацию: несмотря на формально подошедший срок перехода отрасли на описанный выше ресурсный метод ценообразования, в реальности такого перехода так и не произошло, «час икс» вновь передвинут на неопределенное время вперед. Главная причина – в низкой наполняемости ФГИСЦС, отсутствии эффективной работы внедряемого у нас вслед европейскому опыту Классификатора строительных ресурсов. В настоящее время ФГИСЦС заполнена необходимыми сведениями едва ли на 20 процентов, оставляет желать лучшего и соблюдение периодичности обновления информации поставщиками ресурсов (между тем, по замыслу правительства, она должна обновляться каждые три месяца). Как заставить многие тысячи предприятий – поставщиков ресурсов обеспечить наполняемость системы – неясно. («Не станут же на каждого дело заводить», - сказала Ольга Богачева, предположив, впрочем, что в дальнейшем власти найдут более эффективные рычаги понуждения для производителей стройматериалов, и ФГИСЦС начнет-таки нормально наполняться информацией.)

Поэтому пока работа «старым добрым» базисно-индексным методом, с использованием сборников расценок и системы поправочных коэффициентов, инфляционных индексов по-прежнему остается актуальной; точные сведения о действующих на текущий момент сметно-нормативных документах всегда можно найти в федеральном реестре сметных нормативов на сайте федерального Минстроя.

«По сути, сейчас мы находимся в переходной, промежуточной стадии, когда формирование сметных цен осуществляется смешанным способом, назовем его «базисно-ресурсным», - констатировала эксперт, процитировав далее ярко негативные оценки сложившейся ныне ситуации, высказанные видными специалистами в сфере сметного нормирования (в частности, президентом Союза инженеров-сметчиков Павлом Горячкиным).


В ходе живого диалога лектор ответила на вопросы слушателей – как на те, которые возникли экспромтом, непосредственно на семинаре, так и на те, которые были присланы заранее. Например, у одной из участниц непонимание вызвал момент учета транспортного плеча при осмечивании доставки грузов на объект. «Как учитывать дорогу? Если поставить такую задачу перед навигатором 2GIS, он быстро выстроит самый короткий путь. Но ведь мы подразумеваем транспортировку грузов, а на движение большегрузных машин, как известно, на многих городских дорогах наложен запрет, и грузовики вынуждены добираться до объектов в объезд, длинным путем», - объяснила суть проблемы сметчица.

Ольга Богачева рекомендовала найти легальный оптимальный маршрут для грузовиков, сделав соответствующий запрос в ГИБДД, где имеется полная информация обо всех дорожных ограничениях.


Лектор познакомила участников с уточненным перечнем всех актуальных сметно-нормативных документов (позднее участникам семинара был выслан по электронной почте полный пакет документации), со всеми методическими рекомендациями, призванными помочь в работе как составителям норм, так и «работающим на земле» сметчикам.

Ольга Богачева посоветовала не бояться составлять и применять индивидуальные расценки, показала подходы к этой работе. Участникам семинара было показано, как действовать при необоснованном нежелании заказчика компенсировать накладные расходы подрядчика, как на практике оперировать укрупненными расценками.

По мнению лектора, очень часто при возникновении споров или непонимания при формировании сметной стоимости объектов полезно бывает внимательно перечитать раздел «Общие указания» к конкретным сборникам расценок.

Более подробная информация о семинаре в газете Строительные ведомости






Возврат к списку