АССОЦИАЦИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

CАМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СРО-С-284-21062017

Новости

Руководитель Совета АСОНО М.Федорченко выступил на конференции по ценообразованию в г. Кемерово

Руководитель Совета АСОНО М.Федорченко выступил на конференции по ценообразованию в г. Кемерово

23-24 мая при поддержке Национального объединения строителей (НОСТРОЙ), Минстроя России, депутатов Госдумы, ФАУ «Главгосэкспертиза России» и Ассоциации СРО «Главкузбасстрой» в г. Кемерово прошла двухдневная Научно-техническая конференция: «Реформа сметного нормирования и ценообразования в строительстве». В обсуждении вопросов приняли участие Руководитель Совета АСОНО, Коордитатор НОСТРОЙ по СФО Максим Федорченко и Генеральный директор АСОНО Мария Бирюкова.

На мероприятие собрались руководители саморегулируемых организаций, представители государственной вневедомственной экспертизы, управлений капитального строительства, руководители региональных центров по ценообразованию в строительстве, руководители сметных отделов строительных организаций из многих регионов Сибирского федерального округа (Кемеровской, Новосибирской, Омской и Томской областей, Алтайского края, республик Хакасия и Алтай и др.).

В конференции приняли участие директор Департамента ценообразования и градостроительного зонирования Минстроя России Ирина Тютьмина, заместитель начальника ФАУ «Главгосэкспертиза России» Александр Вилков, заместитель председателя Комитета Государственной Думы Российской Федерации по транспорту и строительству Павел Федяев.

Модератором мероприятия выступила Генеральный директор Ассоциации СРО «ГЛАВКУЗБАССТРОЙ» Ирина Кузеванова.

В составе делегации от Новосибирской области в мероприятии приняли участие  руководитель Совета АСОНО, координатор НОСТРОЙ по Сибирскому федеральному округу Максим Федорченко, генеральный директор АСОНО Мария Бирюкова,  заместитель министра строительства Новосибирской области Алексей Колмаков, специалисты по ценообразованию Государственной  вневедомственной экспертизы Новосибирской области, Управления капитального строительства Новосибирской области, руководители и представители ряда строительных компаний г. Новосибирска. 

От имени принимающей стороны – правительства Кемеровской области-участников конференции поприветствовал Начальник Главного управления архитектуры и градостроительства Кемеровской области Николай Марков. Он подчеркнул, что ценообразование в строительстве заботит всех, особенно последние два года, с тех пор, как были инициированы значительные реформы в этой сфере и выразил надежду, что встреча экспертов отрасли и представителей органов власти окажется результативной не только для специалистов, но и для всех жителей Сибири».

От лица Национального объединения строителей к собравшимся обратился координатор НОСТРОЙ по Сибирскому федеральному округу Максим Федорченко

«Тема конференции очень важная. Президент России Владимир Путин на недавнем медиа-форуме в Сочи не случайно заявил, что проблемы формирования сметных цен в строительстве требуют системного решения. К сожалению, пока так и не удалось преодолеть проблемы, на которые обратил внимание глава государства. Сегодня сфера строительного ценообразования фактически зависла на переходе от базисно-индексного метода к ресурсному – от одного метода ушла, а к другому не пришла», – сказал Максим Федорченко.

Трудности затянувшегося переходного этапа усугубляются утратой научной и методической основ сметного нормирования. В этих условиях формирование сметной цены объектов становится очень сложной и трудной работой, результат которой в любом случае остается крайне уязвимым.

Максим Федорченко процитировал вице-премьера Виталия Мутко: при сохранении столь противоречивой и неоднозначной ситуации в сметном нормировании строители становятся мишенью как для представителей заказчика, так и для контрольно-надзорных органов, поскольку, как бы ни старались сметчики, в сметной документации все равно можно будет найти изъяны и формальные нарушения – со всеми вытекающими последствиями.

«Рыночные цены на строительные материалы и ресурсы, как показывает наш мониторинг, меняются очень быстро. За год динамика может достигать десятков процентов, а сметно-нормативная база практически не отражает этих изменений», – отметил координатор НОСТРОЙ по СФО.

В итоге подрядчики не могут обосновать реальный финансовый баланс проектов (особенно когда речь идет об объектах государственного и муниципального заказа), и им остается отказываться от проектов или работать на грани нулевой рентабельности, лишая себя ресурсов для развития и выживания на рынке. Из-за затянувшейся неразберихи в сметно-нормативной базе есть риск потерять многие высокопрофессиональные предприятия, вместе с опытными, ценными для отрасли кадрами.

Максим Федорченко подчеркнул: в решении проблем ценообразования Минстрой России рассчитывает на сотрудничество с профессиональным сообществом в лице Национального объединения строителей. Он сообщил, что выработанные по итогам двухдневной практические предложения и рекомендации будут использованы для последующей реализации на региональном и федеральном уровнях.

Директор Департамента ценообразования и градостроительного зонирования Минстроя России Ирина Тютьмина, докладывая по теме «Цели и задачи реформы сметного нормирования и ценообразования в строительстве. Основные направления ее реализации», подчеркнула, что несмотря на определенные трудности, Минстрой России сохраняет принятый на Госсовете по строительству в мае 2016 года курс на плавный и, по возможности, безболезненный переход строительной отрасли на ресурсный метод ценообразования. Основой ресурсного метода должен быть системный результат государственного мониторинга цен производителей и поставщиков строительных ресурсов, отметила представитель министерства.

По оценке Ирины Тютьминой, к 2019 году в системе ценообразования накопилось значительное количество проблемных вопросов. Часть их, согласно представленному в правительство плану министерства, обязательно должна быть решена к 2022 году. К этому же сроку должен завершиться переход на ресурсный метод. Но это не означает, что полностью прекратятся изменения в сфере сметного нормирования – следуя объективным переменам в жизни, сметное нормирование и в дальнейшем продолжит плавную трансформацию, реагируя на эти перемены, заверила директор департамента Минстроя России.

Среди проблем сметного нормирования Ирина Тютьмина выделила низкую точность действующего базисно-индексного метода (как в целом, так в отдельных элементах), приводящую к существенному искажению сметной стоимости строительства и последующему оспариванию этой стоимости участниками рынка. Номенклатура укрупненных индексов пересчета стоимости в текущий уровень цен (эти индексы обновляются Минстроем ежеквартально) ограничена сегодня 30 всего видами объектов. Это не позволяет учесть в сметной стоимости все нюансы реально возводимых объектов капитального строительства, в первую очередь промышленности и транспортной инфраструктуры.

Ирина Тютьмина обратила внимание, что увеличивающийся временной разрыв с исходной базой цен 2000 года также способствует нарастанию погрешностей. При этом информация о стоимости контрольного набора ресурсов из 400 позиций, которую предоставляют регионы и на основании которой пересчитываются индексы, носит, по ее оценке, во многом декларативный, непроверенный характер.

По сведениям директора Департамента ценообразования и градостроительного зонирования Минстроя России, положение дополнительно усугубляется сохраняющимися устаревшими, «ручными» методами сбора информации о строительных ресурсах, отсутствием единой базы таких ресурсов –фактически имеются разные базы, ведомственные и т.п. – разрозненные, неточные, неполные, а зачастую и противоречащие друг другу. Существенной прорехой в деле сметного нормирования является и то, что имеющиеся методологии определения сметной стоимости действуют, главным образом, только на стадии проектирования, и не охватывают последующие стадии – формирования начальной и максимальной цены контракта, подготовки рабочей документации, не говоря уже о стадиях строительства, эксплуатации и утилизации объектов, а эти стадии в свете внедрения технологии BIM обретают дополнительную актуальность.

Ирина Тютьмина сообщила, что в действующей сегодня системе сметного нормирования на предпроектной стадии приходится формировать сметную стоимость, фактически опираясь на единичные расценки, что приводит к неудобной, излишней, громоздкой детализации. «Нормативная база в сфере ценообразования в строительстве, по существу, остается без актуализации вот уже 15 лет. Разумеется, быстро решить накопившиеся за эти годы проблемы не удастся. Они будут решаться в среднесрочном (до 2022 года) и долгосрочном периоде».

Ключевым методом улучшения и совершенствования системы сметного нормирования является полный переход к ресурсной модели ценообразования.

По информации Ирины Тютьминой, подготовленные Минстроем поправки в Федеральный закон № 191-ФЗ предполагают так называемую «разморозку расценок», замороженных с 30 сентября 2017 года. Пока что расценки на новые материалы и технологии, разработанные юридическими лицами и субъектами федерации позднее этой даты, применять нельзя, что безусловно, является тормозом для внедрения прогрессивных новинок в практику строительства. «Заморозку вводили, предполагая скорое внедрение ресурсного метода, но быстро его внедрить не удалось, поэтому Минстрой и внес предложение о разморозке расценок, подразумевающей совершенствование старого базисно-индексного метода. Это позволит применять те нормы, которые Минстрой гармонизировал с отраслевыми корпорациями, в том числе с Ростатомом, ОАО «РЖД» и другими», – пояснила Ирина Тютьмина.

Кроме того, Минстрой России подготовил изменения в правительственное постановление № 1452 о мониторинге сметных цен строительных ресурсов.

В течение двух дней работы конференции перед участниками выступили представители Главгосэкспертизы, руководители региональных центров по ценообразованию, союзов строителей, строительных и проектных организаций из разных городов Сибирского федерального округа.

По видеосвязи из Москвы перед участниками конференции выступил исполнительный директор НОСТРОЙ Виктор Прядеин. Он проинформировал об основных направлениях Стратегии развития строительной отрасли, в которой обновление и  соовершенствование системы сметного ценообразования в строительстве является одним из важных направлений.


В связи с расширением сферы обязательного применения сметных нормативов актуальность темы конференции, действительно, трудно переоценить. Вопрос является острым не только для подрядных организаций, осуществляющих строительство за счет бюджетных средств, но и для заказчиков, фискальных органов, а также участников многих внебюджетных строек.

Участники конференции обсудили практику применения сметных нормативов в Сибирском федеральном округе и проблемы, возникающие при расчетах между заказчиками и подрядчиками, подискутировали по вопросам взаимодействия бизнеса и власти при актуализации и совершенствовании сметных нормативов. Предметом обсуждения стало совершенствование информационного обеспечения реформы ценообразования, детали функционирования Федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве.


По итогам мероприятия подготовлена Резолюция



РЕЗОЛЮЦИЯ


Возврат к списку